Слово к читателю

Год выхода в свет этой книги знаменателен для ее автора тем, что она не намеренно, а в силу сложившихся обстоятельств оказалась лучшим подарком к его 70-летию. И почти все эти 70 прожиты среди зверей и птиц, о чем я не сожалею.

Отлично помню себя в возрасте, когда ползком следовал за Чернилкой (была в доме кошка с такой кличкой), преодолевая вместе с ней "тоннели" под стульями, креслами, кроватями и столами. Чернилка была для меня другом-игрушкой, но я, несмышленыш, понял каким-то врожденным чутьем, что игрушка эта живая и обращаться с ней нужно по-доброму. Бывало, что и засыпали мы с мурлыкой в обнимку.

Приняв вертикальное положение и в связи с этим намного расширив поле своей деятельности, я продолжал проявлять повышенный интерес ко всему миру окружающей живой природы: к летающим жукам и бабочкам, воробьям и галкам, прыгающим лягушкам и кузнечикам. Но у меня отсутствовал обычный детский хватательный рефлекс. Заметив кого-либо ползущим по земле, плавающим в неглубокой канаве, порхающим с цветка на цветок, я замирал и с умилением наблюдал за этими простыми проявлениями жизни. Но как они интересны! Не скрою: конечно, мне, юнцу, страсть как хотелось обладать и птичкой, и бабочкой, и тритоном, и красивым жуком. Но, как я уже сказал, соответствующего рефлекса не было, а вернее, он вовремя был погашен взрослыми, под опекой которых я рос.

Летом в деревне в большой семье, где был и патриарх - дед, и вечно занятая курами, утками, коровой, собаками, кошками и прочей пернатой и мохнатой живностью бабушка, и приезжавшая в свободные дни из города мать, и много разных дядей и тетей, двоюродных братьев и сестер, царило доброе и уважительное отношение ко всем домашним и диким "братьям нашим меньшим". Всякое поползновение со стороны любого члена семьи учинить что-либо против них сурово и убедительно пресекалось с такими вот, на мой взгляд, мудрыми словами деда, oneкуна и наставника: "Всякое дыхание живет на земле по праву".

Так вот и заложился фундамент добрых чувств к животным, бережного отношения к ним. Если кто-либо и попадал в мои банки и склянки, клетки и садки, то только после получения от старших соответствующей "лицензии".

Уважительность, любовь к природе, особенно живой, закладывается с возраста, когда человек лишь "бутон". Не всегда удается привить этому бутону любовь к растениям и животным. Думается, что это и не главное, ибо любовь - понятие растяжимое. Подчас ее характер бывает, имея в виду отношение к животным, где-то на грани излишней сентиментальности (нельзя, скажем, целоваться с верным другом псом) и фанатичной неприкасаемости ко всем представителям органического мира. Проповедование морали - сохранять природу для природы - идеалистично. Такое толкование в корне неверно. Прежде всего нужна не абстрактная любовь, а глубокое, уважительное и бережное отношение к природе, к ее богатствам, а в их числе и к дикой фауне и флоре. Нужно знание их особенностей и значимости.

Да, собственно, и рассуждать-то на эту тему у автора нет даже права. Какие могут быть рассуждения, суждения, мнения и т. п., когда в Основном законе СССР, Конституции, ее статья 67 гласит: "Граждане СССР обязаны беречь природу, охранять ее богатства". Предельно коротко и предельно ясно.

Воспитывать гражданина для того, чтобы выполнять эту статью Конституции, практически надо еще далеко до того момента, когда ему, также в соответствии с Конституцией, будет вручен паспорт гражданина.

А вот что приходится наблюдать порой. Мало того, что наблюдать, а при попытках пресечь (о чем сейчас будет рассказано) получать в ответ примерно такие вот тирады: "А Ваше-то какое дело?" или "Что Вы прицепились к ребенку!" А ребенок, его винить нельзя, глуп еще и топчет своими "лапоточками" ползущую жужелицу или земляного червя, бегает за бабочкой, а "сознательная" бабуля или мамуля вслед ему: "Лови... лови...! Поймал? Ну, молодец какой!"

Бросает малыш камни и палки в стайку воробьев, кормящихся где-либо на дорожке городского парка или на околице села, да все мимо. А взрослый дядя вместо того, чтобы пресечь это, громко комментирует: "Эх, ты, мазила!" И показывает, как это нужно делать,- "квалифицированно".

Ребенку и подростку прививать нужно другое. Природу мы обязаны беречь, но существовать без ее эксплуатации и употребления ее богатств и даров мы не можем. Однако такие истины нужно преподносить детям постепенно, деликатно, разумно. И главное - самим взрослым следует быть в должной степени эрудированными в вопросах охраны природы, разумного и рачительного использования ее богатств, знать основы советского природоохранительного законодательства, санкции, применяемые к его нарушителям. А что греха таить, случается в жизни нашей, что дети оказываются подчас для взрослых учителями в самых элементарных вопросах и понятиях, относящихся к природоведению.

Я лично ко всем животным с малолетства относился и с уважением и с любовью.