Официальная Красная книга СССР

Официальная Красная книга СССР (соответственно Красные книги союзных республик) в первую очередь - документ государственной значимости, "охранная грамота" для дикой флоры и фауны. Над ее созданием трудились многие высококвалифицированные ученые-биологи научно-исследовательских и учебных учреждений страны, институтов Академии наук СССР и академий союзных республик. В книге дается анализ причин бедственного положения, прогноз и рекомендации - необходимые меры охраны на перспективу. Однако эти рекомендации не носят характер обращения к гражданам, не определяют норм их поведения в природе по отношению к животным, а также их участие в охране дикой фауны. Да это и невозможно в такой книге, как официальная Красная книга. Она написана строгим лаконичным языком современной научной терминологии, которая далеко не всеми может быть и воспринята. В первую очередь книга адресована специалистам, работающим в области охраны природы и рационального использования ее ресурсов, в области охотоведения, сельского, рыбного и лесного хозяйства. Она является справочником, а не книгой для чтения.

Ощутимый эффект от Красной книги определяется не ее созданием, а воплощением в жизнь тех идей и положений, на которых она "сконструирована", для практического использования. Все органы народной власти, все общественные организации и все граждане, в первую очередь молодежь, должны принять самое активное участие в том, чтобы из года в год все большее число видов животных исключалось из Красной книги. Что предстоит решать и делать государственным организациям и общественным объединениям - об этом сказано в самой книге. А вот в какой степени может принять участие в охране дикой фауны каждый гражданин, какова его роль в этом и к чему надо приложить свои руки, есть необходимость дать ряд советов и рекомендаций.

Большинство населения нашей страны, несомненно, проявляет интерес к таким животным, как тигры и леопарды, орлы и соколы, киты и дельфины, ядовитые змеи и многие другие. Но видимо 99,999... процентов населения, оценивая свои практические возможности принять участие в их дальнейшей судьбе, полагают, что оказывать помощь в спасении, например, хищного тигра, или живого "корабля" - кита, или кобры не в их силах. И многим просто не понятна даже сама постановка вопроса: как это оказывать помощь? Какое, например, отношение имеет инженер-конструктор автомобильных двигателей к сбережению в природе снежного барса или, допустим, водитель автобуса - к выхухоли, механизатор сельского хозяйства, хлопковод - к амударьинскому лжелопатоносу?

Прямое! Прежде всего по своему гражданскому долгу и профессиональной сознательности. Например, конструируя автомобильный двигатель, несомненно, пора в основу его закладывать не только мощность, экономичность, компактность и другие параметры, а учитывать и влияние выхлопных газов этого двигателя на окружающую среду, на его бесшумность при эксплуатации. Если то и другое действительно будет в поле зрения конструкторского бюро, это уже реальный вклад в общее дело охраны природы и животного мира.

А водитель автобуса? Представим себе, что он доставил на природу организованную группу граждан, решивших отдохнуть в выходной день от городской суеты. Граждане займутся, прибыв на место, своими делами отдыха, а водитель, он ведь на службе, - уходом за техникой.

...Действие условно происходит в Воронежской области, где еще встречаются удивительные по своему образу жизни очень ценные пушные зверьки-выхухоли. Они строго охраняются, подробнее о них будет сказано далее. И вот автобус уже красуется на берегу тихой речной заводи. Водителю не до выхухоли, он даже и не знает об ее существовании в природе, но он хорошо знает о существовании на шоссейных дорогах постов ГАИ. А они требуют, чтобы автотранспорт был чист, блестел. Осмотрел водитель машину, видит, что и масло сменить в моторе нужно. За дело! Отработанное масло сливается на берег. Потом водитель превращается в банщика и поливает водой свое "чадо", сгоняя при этом в речку остатки масла, бензина, других вредных примесей. Автобус укатил, а грязь от него растеклась по заводи. Колея осталась заметная от подъезда автобуса к заводи прямо по целине. А потом по этой колее - еще один автобус, грузовик, сама "Волга" пожаловала, и вся грязь влилась в речушку. Итог? Жизнь в заводи и в поселении выхухолей отравлена. Вот так по незнанию, без злого умысла и, пожалуй, больше всего от пренебрежительного отношения к природе уничтожаются те, кто включен или еще не включен в Красную книгу.

Точно также механизатор, управляющий каким-либо сельскохозяйственным агрегатом на хлопковых полях, раскинувшихся на берегах Амударьи, наводя "туалет" своей машине, отравляет амударьинские воды. А она, Амударья, поит огромные пространства, в ней живет рыба, в том числе и лжелопатонос, зарегистрированный в Красной книге СССР.

А наш условный механизатор разве один? К сожалению, нерадивое, бесхозяйственное отношение к воде не редкость. Капелька по капельке, и отравляем мы воду - одну из основ жизни на Земле. И делаем это бездумно, как говорят, - по привычке, по инерции.

Кстати, об инерции. Она - неизбежное явление на дорогах при торможении автотранспортных средств. Чем выше скорость движения, тем длиннее расстояние торможения при необходимости прекратить движение. А в наш век такая необходимость с развитием автотранспорта возникает все более часто. Одна из причин - мигрирующие животные, пересекающие автодорожные магистрали.

Вот некоторые данные, которые не могут не взволновать тех, кто регулярно или изредка, но все же держит в руках "баранку". По данным 1985 года, в ФРГ ежегодно под колесами автомобилей погибает 120000 зайцев, 80000 косуль, 3 000 оленей. Настораживает и такое сообщение: "Австрия. Установлено, что на полях под колесами машин гибнет 20-30 процентов годового прироста популяции русака. Официально регистрируется гибель на дорогах страны 29,1 тысячи зайцев в год, что вдвое меньше их фактической гибели от столкновений с транспортом". (Журнал "Охота и охотничье хозяйство", 1985 г., № 1.)

А ведь поля раскинулись не только на землях Австрии, у нас полей значительно больше, соответственно, значительно большей должна быть и ответственность всех работников сельского хозяйства (и в первую очередь механизаторов) за сохранение многих видов дикой фауны!

В Дании в 1981 году погибло на дорогах 7 753 620 особей животных и среди них 77 000 зайцев и 80 000 ежей. В 1979 году в ГДР из 272 зарегистрированных случаев гибели крупных копытных животных при разных аварийных ситуациях в 66 отмечена гибель животных от столкновения с автотранспортом. В ЧССР, только в Западной Словакии, в 1980 году автомашинами было убито около 12 000 перепелок и примерно такое же количество фазанов. В начале 70-х годов от столкновения с автомашинами в США погибало около 1,5 миллионов диких животных в год, в том числе 126000 оленей. Там же, в США, в штате Небраска за период с 1969 по 1975 год только на одном магистральном шоссе погибло: 7195 фазанов, 5359 кроликов, 3978 енотов, 2417 скунсов, 1318 оленей, 928 койотов и 615 барсуков.

А сколько водители машин прихватили с собой неучтенных "трофеев"?!

Сведения по нашей стране тоже не утешительные. Погибают на дорогах многие дикие животные под колесами и гусеницами транспорта, от столкновений, в основном с автомобилями и в основном в ночное время. Полностью исключить это негативное явление, видимо, невозможно, но сократить количество жертв должно! Этой проблеме крайне необходимо уделить внимание: воплотить в жизнь опыт ряда зарубежных стран и использовать конкретные предложения советских специалистов по проблеме: дорога - автомобиль - животные. К этому следует добавить: водитель автомобиля - скорость движения - животные. Водителям нужна элементарная экологическая грамотность, сочетающаяся с высокой экологической дисциплинированностью. Думается, полезно было бы также призвать к решению проблем сбережения диких животных на дорогах страны и органы ГАИ. Это большая сила.

Назовем условно наши обязанности по отношению к диким животным заповедями совести. Они исходят из основ советского природоохранительного законодательства и нашей моральной ответственности перед живой природой. Таких первейших заповедей, по моим соображениям, определилось 13. О них - по ходу нашей заочной беседы. Ну, а теперь, дорогие читатели, пойдемте с дружеским визитом к тем, кто на страницах Красной книги ждет нашей помощи. Пошли... А по дороге - коротко о фауне позвоночных животных мира и СССР. Напомню, что мы ведем беседу только о них.

Рыбы. В мировой фауне насчитывается примерно 25 000 видов рыб. В пределах СССР, включая морские просторы омывающих сушу морей, встречается около 1000 видов. Это самая богатая по многообразию группа позвоночных животных. Среди них "былинки" размером столь малые, что для содержания пары в домашних условиях достаточна стеклянная банка емкостью 0,5 литра. Это, к примеру, гуппи из Южной Америки. А "мини-рыбку" - бычка пандака из озер острова Луссон (Филиппинские острова) - можно свободно поместить, тоже парой, в... наперстке, наполнив его водой.

К рыбам относится и скат манта. Этот гигант известен под страшным названием "морской дьявол". У него действительно "дьявольские" размеры: размах его "крыльев" достигает 6,6 метра, а масса - до 2 тонн! Но в царстве Посейдона среди его обитателей морской дьявол, хотя и "уважаемый" представитель, однако он не на первом месте. По размерам и массе его превосходит китовая акула: длина до 20 метров, масса до 18 тонн!

Следующий класс, по восходящей от низших к высшим, земноводные. Видовой состав этого класса в нашей стране очень бедный, всего 33 вида, тогда как в мире на сегодня их известно более 3000 видов. Дело в том, что земноводные животные без "одежки", их кожа голая и распространены они главным образом в областях с тропическим климатом, где много тепла и влаги - в Южной Америке, Южной и Юго-Восточной Азии, тропической Африке и т. д. Справка о птицах и пресмыкающихся в разделах о них.

По схеме Красной книги СССР описание животных начинается с класса млекопитающих, и мы тоже будем придерживаться такого порядка.