Пути к расшифровке языка животных

Поиски алфавита

Те, кто не просто любит животных, а часто и внимательно наблюдает за их поведением, в той или иной степей понимают своих питомцев. Однако понимание - всего лишь односторонний контакт. Это лишь первый этап процесса общения. Этап этот проходит каждый человек в период младенчества: в начале ребенок учится понимать речь родителей и близких, а затем уже - говорить.

При общении с собакой нередко у нас создается иное впечатление - впечатление полного взаимопонимания между человеком и животным. Взаимопонимание даже тогда, когда мы и не пытаемся ввести в свой словарь хотя бы одну "букву" из словаря собаки. Успех достигается исключительно благодаря усилиям четвероногого друга, который, хорошо изучив наши привычки, предугадывает чуть ли ни все наши желания и поступки. Мы не ошибемся, если скажем, что собака несравненно лучше понимает человека, чем человек собаку. Действительно, благодаря ее исключительной наблюдательности, усиленной безраздельной преданностью, любовью к хозяину, и возможна эта удивительная, неповторимая связь человека с животным, когда мы можем общаться с четвероногим другом почти на равных. Пожалуй, трудно найти животных, которые в этом отношении были бы близки к собакам. Нет более способных учеников, для которых наш язык был бы так доступен. Поэтому общение с другими животными станет возможным лишь после того, как мы сами сядем за парту и, как это принято, для начала выучим азбуку. Но беда в том, что нет еще такой азбуки языка животных.

В нашем письменном языке минимальной структурной единицей является буква. Однако речевое ее воплощение - фонема - чрезвычайно разнолико. Физические характеристики этого сложного звука могут существенно меняться в зависимости от индивидуальных особенностей говорящего, его эмоционального состояния. Поэтому опознание фонемы на основе структурных свойств звука является очень трудной задачей. Тем не менее наша слуховая система решает ее с легкостью. Так, например, все мы воспринимаем гласный звук "а", произнесенный мужчиной, женщиной и ребенком, как нечто схожее, несмотря на то, что физические характеристики звука в этих случаях различны. Происходит так потому, что каждый из нас, будучи в роли слушателя, склонен к формулированию звуковых категорий. Результаты опытов показывают, что способность человека к распознаванию звуковых различий внутри фонетических категорий меньше, чем способность к распознаванию звуковых различий между этими категориями. Это явление, связанное с восприятием лишь сложных звуков, было названо категориальным восприятием. Оно касается способности слушателя обнаруживать хотя и небольшие, но критические для конкретного речевого сигнала различия между звуками. Другими словами, изменения в звуке нелегко заметить, пока не переступается своего рода порог.

Сложные звуки могут восприниматься не только категориально, но и непрерывно. В последнем случае различение звуков не зависит от категорийной принадлежности, благодаря чему мы можем опознавать говорящих по голосу. Предполагается, что при восприятии речевые сигналы проходят поэтапную обработку. В слуховом анализаторе они обрабатываются сначала дискриминатором фонем, далее - дискриминатором тембра. Но последний уровень анализа используется лишь в том случае, если два звука идентичны в фонетическом отношении.