Звуковая коммуникация у животных

Эколого-функциональная классификация

Еще одна из наиболее известных попыток классификации может быть названа эколого-функциональной, так как в основу ее положен принцип соотнесения издаваемых животными звуков с их основными жизненными функциями. Согласно этому принципу сигналы млекопитающих (и птиц) разделяют на пять групп: сигналы размножения, сигналы, обеспечивающие контакты родителей и детенышей, сигналы предостережения, сигналы, связанные с добыванием пищи, сигналы, сопутствующие передвижению группы животных.

Следует отметить, что функциональный признак положен в основу и многих других вариантов классификаций звуков животных. Одни из них рассматривают звуковой сигнал как бы с позиции животного-получателя, другие отражают различные уровни внутреннего состояния животного-отправителя. Например, в одной из классификаций звуки, издаваемые животными, систематизируются на основании различения функции предназначения в следующие четыре группы: для распознавания и определения места нахождения источника сигнала, для обеспечения соответствующего поведения животного (например, поиска корма или его поедания), для распознавания статуса животного, издающего сигнал, или его внутреннего состояния и для распознавания событий, происходящих в окружающей среде. Считается, что перенос информации сигналами четвертой группы обеспечивает для животного-получателя создание так называемой "вторичной окружающей среды", то есть среды, не объективно существующей, а воспринимаемой особью через звуковые сигналы от других особей. Одним из примеров звуков, отражающих события, происходящие в окружающей среде, являются сигналы предупреждения об опасности.

В последнее время в области изучения поведения животных наблюдается переход от составления перечней и анализа выделенных из общей поведенческой канвы стереотипных реакций животных к анализу целых поведенческих цепей, организованных во времени. Исходя из этого ряд биоакустиков приступили к изучению синтаксической структуры звуковых сигналов животных. В данном случае понятие синтаксиса заимствовано из грамматики и под ним понимается система правил, лежащих в основе связи между знаками речи.

Одна из таких попыток рассмотреть с точки зрения синтаксиса свойства последовательностей звуков, издаваемых позвоночными животными, была сделана немецким исследователем Г. Темброком. В основу классификации им были положены объективные и легко измеряемые критерии звука. Темброк предлагает различать следующее: отдельные звуки - элементарные сигналы, последовательности сигналов, а также суперфонации - надиндивидуальные структуры сигналов, издаваемые более чем одной особью с определенной закономерностью. В свою очередь, среди отдельных звуковых сигналов он различает, во-первых, пульсации: короткие - менее 0,5 секунды, длинные - от 0,5 до 1 секунды и продолжительные - более 1 секунды; во-вторых, сигналы, состоящие из нескольких слогов (например, мяуканье), и, в-третьих, сигналы непериодизированные (например, рычание). Последовательности сигналов Темброк подразделяет на аритмические, ритмические и строфы, то есть фиксированные по структуре и времени повторения звуков, и песни - строфические последовательности с неслучайной вероятностью следования. Звуковые последовательности бывают как короткими, состоящими максимум из семи сигналов, так и длинными. Кроме того, звуковые последовательности, по Темброку, могут быть обозначены как гомотопические, если они состоят из однотипных звуков, и как гетеротипические, если они состоят из разнотипных звуков. Суперфонации включают в себя дуэты и групповые фонации - от трио до хорового звучания. Эта классификация является первой попыткой биоакустиков оценить с позиции лингвистов систему звуковой сигнализации животных.

Надо заметить, что в настоящее время существует целая область исследований, посвященная сравнительному анализу систем сигнализации у животных и человека, выявлению у них как общих черт, так и особенностей. Такой подход положен в основу семиотики - дисциплины, занимающейся сравнительным изучением знаковых систем. Однако применимость самого понятия "знак" при изучении общения животных широко дискутируется. Прежде всего это связано с тем, что использование данного термина возможно лишь при условии однозначного соответствия между физической структурой сигнала, вызывающим его стимулом и функцией, или значением, сигнала.

Но сразу обратим внимание на то обстоятельство, что вопрос, касающийся функции различных звуковых сигналов животных, чаще всего дискуссионен. Это является следствием ряда причин. Одна из них заключается в ненадежности критерия оценки функции звуков животных. До настоящего времени единственным таким критерием, который широко используется биоакустиками, является наблюдение за последовавшим после сигнала изменением в поведении животного-получателя. Однако такой способ определения содержательной стороны сообщения нельзя считать достаточным, хотя некоторые звуковые сигналы в определенных условиях действительно оказывают непосредственное влияние на поведение животного-получателя. К ним относятся, например, крики оказавшихся вне гнезда детенышей, так как они неизменно вызывают у матери движение по направлению к кричащему малышу, то есть к источнику сигнала. Однако подобных звуков у животных немного. Большинство из них не приводит к строго определенным, с точки зрения наблюдателя, изменениям в поведении животного-получателя. Чаще всего они влияют лишь на состояние этого животного, изменяя его отношение к раздражителям, поступающим как из внешней среды, так и из его собственного организма. В этом случае внешнее проявление реакции на звук может оказаться для нас незаметным или даже действительно отсутствовать.

На наш взгляд, большую помощь в оценке воздействия звукового сигнала на животное-получатель оказала бы регистрация физиологических процессов, происходящих в его организме. Сейчас хорошо известно, что такие физиологические показатели, как сердечный ритм, частота дыхания, электрическое сопротивление кожи, кровяное давление, да и сам химический состав крови, наилучшим образом отражают внутреннее состояние живого организма. Учитывая это, некоторые исследователи, в число которых входим и мы, попытались на основе непосредственных измерений физиологических процессов в организме определить характер изменений внутреннего состояния у воспринявшего звуковой сигнал животного. Первые положительные результаты таких экспериментов настраивают на оптимистический лад. Однако надо сказать, что в силу существующих методических трудностей такие исследования пока не получили у биоакустиков должного признания.

Вторая основная причина дискуссионности вопроса о функции звуковых сигналов животных заключается в том, что многие сигналы имеют несколько смысловых значений, то есть являются полифункциональными. Так, например, у лисиц один и тот же звук - серия лая во время гона и в период воспитания потомства - может иметь совершенно разные функции: в первом случае это призыв к спариванию, во втором - звуковой контакт в семье. Вообще же следует иметь в виду, что, по мнению некоторых исследователей, как раз полифункциональность звуков, издаваемых животными, и является их наиболее существенной характеристикой.