Восприятие звуков

Поведенческие и электрофизиологические методы изучения слуха животных

При изучении слуха животных используют так называемые поведенческие и электрофизиологические методы. Первые основаны на регистрации реакций всего организма, возникающих в ответ на подачу звукового раздражителя. В основу электрофизиологических методов положен анализ биоэлектрической активности различных отделов слуховой системы животных в момент предъявления им звуков. Биоэлектрическая активность регистрируется при помощи вживленных в мозг животного электродов и чувствительной к слабым электрическим потенциалам аппаратуры.

В качестве показателей слуховой чувствительности, определяемой в самой простой поведенческой методике, непосредственно используют разные реакции животных. Прежде всего это компоненты ориентировочного рефлекса в ответ на услышанный звук: изменение частоты сердечных сокращений и дыхания, появление кожно-гальваннческого рефлекса, вздрагивание зверька и так далее. Единственным преимуществом таких способов оценки слуха животных являются простота проведения экспериментов и относительно небольшая затрата времени.

Значительно большими достоинствами обладает другая поведенческая методика - условнорефлекторная. Применительно к изучению слуха животных она заключается в их обучении определенным образом реагировать на разные звуковые стимулы. Например, подопытного зверька приучают подбегать к динамику, издающему звук. В данном случае звук является, как говорят, условным раздражителем. В конце звучания сигнала экспериментатор подает так называемый безусловный раздражитель, то есть стимул, который сам по себе вызывает у животного реакцию побежки. Это может быть лакомство или, наоборот, болевое (например, электрокожное) воздействие. В результате многократного сочетания условного и безусловного раздражителей формируется устойчивая двигательная реакция зверька на звук. К поведенческой методике следует отнести, и эксперименты в природе: животному дают прослушать проигрываемые на магнитофоне записи тех или иных звуковых сигналов и наблюдают его ответное поведение.

По сравнению с поведенческими методиками электрофизиологическая методика дает возможность оценить функциональные характеристики не всей слуховой системы, а лишь ее определенного (исследуемого) отдела. Поэтому использовать такие данные всегда приходится с осторожностью. Параметры частотной настройки слуха в целом ближе всего к частотно-пороговым кривым, построенным по данным отведения биоэлектрических потенциалов от заднего двухолмия среднего мозга. Выяснено, что различие между результатами электрофизиологических исследований и частотно-пороговыми характеристиками, полученными с использованием условнорефлекторной методики, проявляется прежде всего в абсолютных значениях величин порогов реакции на звуковые стимулы. Но ход этих двух частотно-пороговых кривых в общем плане совпадает.