Звуки, издаваемые зубатыми китами под водой

Эмоциональная природа длительных свистов сложной конфигурации

Установление факта распределения типовых сигналов по ситуациям послужило основанием для предположения об эмоциональной природе длительных свистов сложной конфигурации, а также об их индивидуальности по частотно-временным характеристикам для каждой особи.

Выявить зависимость между характером используемых сигналов и эмоциональным состоянием диких дельфинов неизмеримо труднее. Здесь можно говорить пока только об общей картине поведения, о составе группы и о характере деятельности животных в период регистрации звуков. Тем не менее установлено, что в определенных ситуациях дельфины издавали сигналы только одного типа. Например, в одних ситуациях они постоянно использовали сигнал, сходный по спектру с сигналом 17-го типа одиночного дельфина в бассейне в состоянии крайнего возбуждения. В других случаях предпочитаемым оказывался сигнал 21-го типа, напоминающий сигнал 30-го типа, используемый парой дельфинов в стрессовых ситуациях. Иногда преобладал сигнал 11-го типа и т. д. Основываясь на сравнительном материале некоторых ситуаций в бассейне и в открытой акватории, упомянутая выше группа исследователей во главе с В. М. Бельковичем пришла к выводу об эмоциональной и, возможно, опознавательно-адресной функции некоторых длительных периодических свистовых сигналов и их фрагментов. К таким сигналам могут быть отнесены типы: 17, 19, 20, 21, 22, 29 и 30-й.

Кроме того, сравнительный анализ звуковой активности дельфинов дал возможность сделать важное заключение о единстве типового состава и структуры тональных свистовых сигналов, полученных в условиях неволи и в природе, что позволяет исследовать коммуникативную систему дельфинов, используя экспериментальные методы в любых условиях наблюдения.

Некоторые американские исследователи, например Д. К. и М. К. Колдуэлл, считают, что интерпретировать различные частотные контуры, образованные свистами чистого тона, как некоторый сложный язык у дельфинов было бы неправильно. Они обнаружили, как указывалось выше, что нормально у каждого дельфина имеется свой частотный контур сигналов - свист-автограф, который может быть использован для опознания данной особи. Хотя скорость, громкость или продолжительность каждого свиста может изменяться, основной частотный контур остается неизменным, лишь изредка варьируя у данного дельфина. Индивидуальный частотный контур информирует остальных членов группы животных о том, какой именно из дельфинов подает сигнал. Таким образом, эти исследователи склонны полагать, что свист - это отличительный признак данной особи и что в нормальных условиях каждое животное издает один-единственный, характерный только для него свист. Однако необходимо заметить, что разнообразие свистов, выявленных предыдущими авторами, свидетельствует о более сложной системе коммуникации у дельфинов, чем просто свисты-автографы.

Спектрограммы двух, взятых в качестве примера, звуковых коммуникационных сигналов афалины при параллельной работе у животного обоих генераторов звуков
124. Спектрограммы двух, взятых в качестве примера, звуковых коммуникационных сигналов афалины при параллельной работе у животного обоих генераторов звуков. На спектрограмме хорошо видно наложение тональных, более длительных свистовых сигналов на импульсный ряд коротких щелчков.

Многие авторы отмечают, что в роли коммуникационных сигналов могут быть не только свисты, но и щелчки. Свисты следуют попеременно со свистами партнера в переговорном стиле, тогда как обмен щелчками более сложен. Интересно, что звукообмен между двумя переговаривающимися дельфинами может включать одновременно звуки различного типа; один дельфин производит щелчки, другой - свистит. В отличие от локационных щелчков щелчки, используемые для связи, характеризуются более низкой частотой и имеют большую, измеряемую в миллисекундах, длительность. Впервые на это явление обратили внимание Дж. Лилли и А. Миллер. Позже Лилли в специальных экспериментах подтвердил функционирование двух генераторов звука у дельфинов и установил, что они могут работать одновременно и согласованно. Тогда же им было сформулировано представление о двойной фонации - одновременной работе двух генераторов, и о стереофонации - одновременной и взаимосвязанной работе двух генераторов, направленной на создание единой, суммированной, звуковой структуры. В последующие годы идеи Лилли дальнейшей разработки не получили. Поэтому среди специалистов распространилось мнение, что сигналы, образованные путем двойной фонации, представляют собой нечто исключительное и в общем мало используются дельфинами.

Между тем, как показал спектральный анализ, выполненный В. И. Марковым и В. А. Гарчевской, в звуковом репертуаре дельфинов до сорока процентов сигналов образовано именно за счет работы двух генераторов звука. Использование разных видов - параллельной и последовательной - работы генераторов звука и комбинирование свистовых и щелчковых компонентов в рамках одной звуковой конструкции позволяет дельфинам создавать очень сложные сигналы.

Описанные выше щелчки и свисты не исчерпывают все вокальные возможности дельфинов. Многочисленные наблюдения, проведенные как в открытом море, так и в океанариумах, выявили множество других звуков, которые нельзя отнести ни к щелчкам, ни к свистам. Это лай, вой, трели, рев, стук, мяуканье, мычание, кряканье и многие другие звуки. Все они, по-видимому, связаны с эмоциональным состоянием животных.